Ремонт 4-ступенчатой МКПП (механической коробки переключения передач) c КОМ (коробкой отбора мощности) на автомобиле ГАЗ 3307
На автомобиль ГАЗ 3307 устанавливается механическая трехвальная трехходовая 4-ступенчатая коробка переключения передач (МКПП). КПП ГАЗ 3307 отличается достаточной простотой конструкции, высокой степенью надежности и простотой эксплуатации. Из минусов можно отметить только малый диапазон изменения крутящего момента, в сравнении с 5-ступенчатыми коробками передач. Механизм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере, который крепится к картеру сцепления при помощи четырех шпилек, ввернутых в картер сцепления. Центрирование КПП относительно сцепления обеспечивается фланцем крышки первичного вала.
Схема КПП ГАЗ 3307: 1 - первичный вал; 2 - выключатель света заднего хода; 3 - фиксатор; 4 - рычаг переключения передач; 5 - шестерня третьей передачи; 6 - шестерня второй передачи; 7 - шестерня первой передачи; 8 - сапун; 9 - вторичный вал; 10, 13 - шайбы; 11 - блок шестерен заднего хода; 12 - подшипник; 14 - втулка; 15 - картер; 16 - промежуточный вал; 17 — муфта
Для работы масляного насоса на ГАЗ 3307 используется коробка отбора мощности (КОМ), которая крепится к картеру коробки передач с правой стороны при помощи болтов, шпилек и гаек с пружинными шайбами. Между фланцами КОМ и КПП устанавливается прокладка из паронита толщиной 0,8 мм.
Схема КОМ ГАЗ 3307: 1 – картер коробки отбора мощности; 2, 11, 13 – стопорные кольца; 3, 12 – шарикоподшипники; 4 – шестерня ведомая; 5 – кольцо резиновое уплотнительное; 6 – шайба сальника; 7 – каркас сальника; 8 – сальник; 9 – ось ведущей шестерни; 10 – ведущая шестерня; 14 – стопорный шарик; 15 – заглушка; 16 – пружина стопорного шарика; 17 - прокладка; 18 – болт; 19 – шайба; 20 – крышка подшипника; 21 - упорное кольцо
Признаки необходимости ремонта КПП ГАЗ 3307 и их причины
Шум от КПП при работающем двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач:
- падение уровня масла в КПП;
- загрязнение или попадание воды в трансмиссионное масло;
- повреждение подшипника ведущей шестерни;
- износ или разрушение подшипника ведущего вала.
Шум при работающем двигателе на одной из передач:
- поломка или износ синхронизатора;
- разрушение, износ или поломка зубьев шестерни данной передачи.
Шум при работающем двигателе при включении всех передач:
- те же причины, вызывающие шум на нейтральной передаче;
- износ или разрушение подшипника выходного вала или подшипника ведомой шестерни;
- картер сцепления и коленчатый вал двигателя не сносны.
Шум в момент переключения передачи:
- не до конца выключенное сцепление, неисправности сцепления;
- износ или поломка муфт синхронизаторов;
- поломка блокирующего устройства или его деформация;
- самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки к двигателю.
Вибрации при работающем двигателе:
- нарушение режима работы двигателя на холостом ходу;
- самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки передач к двигателю или двигателя к кузову, разрушение опор крепления КПП и двигателя.
Утечка масла из коробки:
- износ или повреждение масляных уплотнительных колец, сальников, пробок;
- самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю;
- чрезмерное количество масла в коробке;
- поломка или загрязнение сапуна;
- нарушение геометрии привалочных поверхностей КПП и картера сцепления (появление вмятин, забоев или трещин в результате ударов).
Затрудненное или невозможное переключение передач:
- не до конца выключено сцепление;
- поломка или износ муфт синхронизаторов, появление на их внутренних сторонах задиров или заусенцев;
- просадка или поломка пружин синхронизаторов;
- заклинивание шестерен;
- нарушение в работе привода переключения передач (разрушение рычагов или тяг, поломка шарниров, заклинивание элементов и другие неисправности);
- поломка блокирующего устройства;
- самопроизвольное отворачивание стопорных болтов на вилках;
- низкий уровень масла;
- загрязненное масло, попадание воды в масло;
- залито трансмиссионное масло, не соответствующее рекомендациям производителя.
Самопроизвольное выключение одной или нескольких передач:
- износ или повреждение синхронизаторов;
- износ или поломка шестерен;
- износ желобков на штоках вилок, шариков или пружин;
- самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю или двигателя к кузову;
- износ или разрушение подшипников промежуточного или ведомого вала;
- потеря эластичности уплотнения рычага переключения передач;
- поломки в приводе переключения передач;
- отворачивание фиксатора подшипника на ведущей оси, поломка фиксатора этого же подшипника;
- износ шлицев на муфте синхронизаторов;
- разрушение или износ вилки или штока переключения;
- просадка или повреждение пружин фиксаторов.
Диагностика и ремонт КПП (коробки переключения передач) на автомобиле ГАЗ 3307
Некоторые из перечисленных выше симптомов могут проявляться и при неисправностях в узлах, сопряженных с коробкой передач. Например, причиной невозможности включить первую или заднюю передачу на автомобиле ГАЗ 3307 часто являются проблемы в сцеплении, а шум идущий от коробки передач может быть шумом от муфты выжимного подшипника. Поэтому, прежде чем приступать к ремонту коробки переключения передач автомобиля ГАЗ 3307 нужно провести комплексную диагностику, включающую в себя диагностику следующих узлов:
- сцепления;
- коробки переключения передач (КПП);
- карданного вала;
- редуктора заднего моста.
Только после проведения такой диагностики, можно точно определить проблемные узлы трансмиссии и причину отклонения в их работе.
Если проблема диагностирована в коробке переключения передач, то по результатам диагностики определяется ее ремонтопригодность и экономическая целесообразность проведения такого ремонта. В случае не ремонтопригодности или не целесообразности ремонта КПП необходимо произвести ее замену.
Ремонт КПП (коробки переключения передач) на автомобиле ГАЗ 3307 состоит из следующих этапов:
- Разбор узла ручки переключения передач.
- Отсоединение карданного вала.
- Демонтаж коробки переключения передач.
- Разборка, мойка и дефектовка деталей КПП.
- Составление сметы ремонта и ее согласование с клиентом.
- Комплектация и сборка с новыми запчастями.
- Установка отремонтированной КПП на автомобиль ГАЗ 3307.
- Заливка нового трансмиссионного масла в КПП.
- Подсоединение карданного вала.
- Сборка узла ручки переключения передач.
- Тестирование работы коробки переключения передач.
Для правильной и надежной работы коробки переключения передач автомобиля ГАЗ 3307 на протяжении всего срока ее эксплуатации мы рекомендуем придерживаться следующих правил:
- через каждые 30-40 тысяч км пробега автомобиля производить замену масла в КПП;
- использовать только качественные трансмиссионные масла класса GL-4 и вязкостью 75W-90;
- через каждые 90-100 тысяч км пробега заменять подшипники КПП (не дожидаясь их критического износа);
- не нарушать правил эксплуатации транспортного средства, установленных производителем.
Помните, нарушения в работе коробки переключения передач, особенно при движении автомобиля, может угрожать как Вашей безопасности, так и безопасности других участников движения!
Чтобы узнать о других работах и их стоимости Вы можете:
- позвонить нам по телефону: +7 (863) 242-50-47, +7 952 575-52-11 (Пн-Вс: 9:00-20:00)
- заказать обратный звонок
- связаться с нами через форму обратной связи
- перейти в раздел Ремонт КПП (коробки переключения передач) на автомобиле ГАЗ 3307 или в один из друхих разделов Ремонт автомобилей ГАЗ 3307